Садовые дорожки на приусадебном участке превратим в волшебные тропинки
В обустройстве прилегающей к дому территории наступает момент, когда пора заняться садовыми дорожками. Они связывают не только строения на участке, но и создают его целостный облик.
Как организовать сеть "чудесных" тропинок, применив школьные знания, интуицию и фантазию?
Семь раз отмерь
По законам геометрии самое короткое расстояние между двумя точками – прямая. Однако при планировке дорожек в саду это правило следует реализовывать осмотрительно. Во-первых, вода тоже «согласна» с этим утверждением, поэтому следует учесть наклон участка, чтобы во время дождя логично запланированные тропинки не превратились в полноводные русла. Во-вторых, в отличие от геометрического понятия «прямая», тропинка вполне материальна и занимает место, где иначе могли быть не менее полезные грядки и клумбы. Поэтому от некоторых вариантов планировки следует сразу отказаться, умерив необоснованную фантазию. Например, если на одном конце участка находится дом, а на другом – две или более хозяйственных построек, нет смысла делать три параллельные дорожки – разумнее сделать одну и соединить эти постройки между собой.
И все-таки оптимальным вариантом будет наличие двух путей к объекту – основного и запасного, к примеру, по периметру участка. Тогда в случае, если кто-нибудь будет идти по основной тропинке и толкать перед собой тележку, то идущий навстречу человек с ведрами в руках сможет ретироваться окольными путями. Хитроумный способ запланировать тропинки – доверить это самим пешеходам, он непременно сработает, если пешеходы согласятся какое-то время побыть пионерами-первопроходцами в резиновых сапогах.<
Трасса или узкоколейка?
Теперь следует найти самые интересные места на земельном участке и воплотить в жизнь правило: чем замечательнее место, тем шире должна быть тропинка. Параметры дорожек зависят от общих размеров участка. Так, основная тропинка от калитки к дому в ширину может достигать полутора метров, вторые по важности тропы – метра в ширину, а хозяйственные пути 0,5-0,8 м. Для участка в 6 соток эти размеры можно сократить в полтора-два раза.
Танки или пехота?
Необходимо также учитывать, какие силы двинутся по проложенным путям. Подъезд к гаражу, как ни странно, потребует более основательного строительства, чем пешеходные тропинки. С размеченного колышками участка снимают 25–30 см грунта, на дно укладывают гидроизоляционную пленку, сверху подложку. Для этого, как правило, используют утрамбованную песчано-гравийную смесь или песок. Особо тяжелые «танки» в качестве подложки требуют бетона. Завершается строительство укладкой бетонной тротуарной плитки или песчаника.
Мощеные пешеходные дорожки также потребуют подготовки основания, иначе дорожка поползет, сводя на нет все усилия. Алгоритм один – вынуть 15–20 см грунта, положить укрывной материал, сделать подушку из песка 10–15 см, затем ее тщательно выравнивают и утрамбовывают.
Конец скучного алгоритма сопряжен с началом настоящего фантазийного творчества. Вариантов для этого множество:
- природный камень; плюсы – природность, минус – требуется плоская сторона;
- деревянные спилы; плюс – экологичность, минус – требуется обработка олифой, существует опасность гниения;
- брусчатка и кирпич, плюсы – прочность, добротность, классичность, минус – относительная дороговизна.
Можно использовать также битый кирпич, который размещается произвольно, а пространства заполняются щебнем.
«Ленивые» дорожки
Проще всего устроить дорожку из насыпного материала, но копать все же придется – на 15 см, 10 из которых заполняют смесью выбранного материала и глины. После поливки и утрамбовки досыпают остаток материала и снова утрамбовывают. Совсем ленивый вариант – обработать землю гербицидом, выстелить агроволокном, засыпать материалом. Плюсы очевидны, минусы проявятся в виде сорняков и «оползней».
В любом случае во всех мероприятиях, посвященным организации чудесных садовых тропинок, выбор остается за домовладельцем.